Содержание
Все люди, которые занимаются каратэ, считают, что именно их стиль каратэ самый лучший в мире. Но так ли это на самом деле? Многие старые мастера на Окинаве, родине каратэ, утверждают, что стили каратэ – это ложь! Такой подход им никогда не нравился, несмотря на то, что они сами же и дали им названия. А вот некоторые цитаты мастеров, в подтверждении того, что я имею ввиду:
— «В современном каратэ нет места для разных стилей. Я слышал, что моё каратэ называют стилем Сётокан, но я категорически возражаю против такой классификации».
Фунакоси Гитин (1868—1957)
— «В каратэ нет стилей. Оно просто формирует человека быть объектом защиты или нападения».
Тояма Канкен (1888—1966)
— «Есть устойчивое мнение, что каратэ имеет разные стили. Я считаю такой взгляд неправильным, поскольку никаких доказательств этого нет».
Мияги Тодзюн (1988—1953)
Так в чем же дело? Как объяснить то, что окинавским мастерам не нравиться идея стилей? Ведь именно они их создали. По правде говоря, ответ на этот вопрос есть. Он кроется в одном, особенном человеке, который посетил Окинаву в 1927 году и навсегда изменил искусство каратэ.
Представьте себе время, когда еще не существовало никаких стилей каратэ. Люди фактически тренировались друг с друга, учились друг у друга, а иногда и дрались друг с другом, проверяя свои навыки и мастерство. Методом проб и ошибок они разрабатывали собственное, уникальное боевое искусство.
Это все было еще до того, как появилось слово каратэ. В давние времена существовало боевое искусство известное всем как «то-дэ», что буквально переводиться как "китайская рука". И всё это потому, что многие оригинальные боевые искусства, оказавшие в последствие влияние на каратэ, на самом деле были родом из Китая.
И именно это стало большой проблемой, когда японцы захотели модернизировать каратэ. Слово «китайская» никоим образом не должно было фигурировать в названии. Всё это было обусловлено очень напряжёнными отношениями между Японией и Китаем. Но... Все это успешно разрешилось в 1927 году, перед большой демонстрацией местного боевого искусства, в честь особого гостя, который должен был приехать с материковой части Японии.
Чтобы сделать показательные выступления исключительными для этого, особо важного, человека, были приглашены несколько местных мастеров рукопашного боя для демонстрации своего искусство. Одним из таких мастеров был Мияги Тедзюн (основатель современной школы каратэ Годзю-рю). Еще одним мастером был Кьян Чотоку (основатель современного направления Сёриндзи). Третьим мастером был Мабуни Кенва (сегодня он известен как основатель школы Сито-рю).
Важно! Помните, еще до того, как эти стили вообще стали существовать, эти мастера были просто местными специалистами по рукопашному бою, которых пригласили продемонстрировать свое боевое искусство. Вот именно тут и возникла та самая, большая проблема.
Когда оргкомитет по организации этого мероприятия узнал, что местное боевое искусство называется «китайская рука», то был крайне шокирован этим обстоятельством… В мрачный век японского национализма и мощных политических антикитайских настроений Японии, продемонстрировать искусство «китайской руки», мягко говоря, было не самой удачной идеей.
То, что произошло дальше навсегда изменило историю появления каратэ, как боевого искусства. Организаторы мероприятия поступили действительно весьма оригинально. Они, сами того не зная, создали самые первые стили каратэ. При этом организаторы старательно удалили все китайские связи. Они решили использовать происхождение школы каратэ, как района Окинавы, откуда прибыли мастера. Например, Кьян Чотоку был родом из Томари, так они и назвали его искусство — Томари-тэ. Мияги Тедзюн из Наха, они называют его искусство — Наха-тэ. Мабуни Кенва, от Сюри, и, соответственно, его искусство — Сюри-тэ.
Итак, когда этот очень важный гость из Японии наконец приехал, и смотрел демонстрацию. Связи с Китаем практически не было. Теперь это искусство выглядело как что-то родом с Окинавы, вернее сказать, из разных мест самого острова. В те, далекие времена, эти области были разделены между собой. Сегодня в это трудно поверить, так как все эти районы теперь находятся в одном городе — Наха, который является центральным городом на острове Окинава.
Именно так были созданы первые версии названий каратэ, и это только для того, чтобы удовлетворить особого гостя, который прибыл посмотреть демонстрацию на этом крошечном острове юга Японии. Но кто был этот гость? И почему он был так важен? Хорошо, что вы спросили. Его звали Дзигоро Кано, он был основателем дзю-до.
А еще у него были отличные политические связи с правительством и Олимпийским комитетом, и он был провозглашен великим педагогом нации. Это был большой человек. Для него побывать на острове Окинава было большой честью, и ничего не могло пойти не так, особенно, если это имело какое-либо отношение к Китаю. Но, конечно, эти названия каратэ не являются современными стилями сегодняшнего дня.
Вот теперь вы видите, как каратэ перешло от Окинавы до материковой Японии. Теперь пора было оборвать любые связи с Окинавой точно так же, как и ранее были прерваны все связи с Китаем. Только теперь это нужно было для того, чтобы каратэ стало только японским, национальным, потрясающим боевым искусством. Не чем-то с крошечного острова, о котором никто не слышал. И кто, вы думаете, за это отвечал?
В основном это был Дай Ниппон Бутокукай. Японская ассоциация боевых искусств. Руководящий орган. Именно они отвечали за организацию и стандартизацию боевых искусств по всей Японии. И теперь каратэ должно было стать одним из них. Им нужно было сделать каратэ чисто японским.
То, что произошло дальше, это творение современных мастеров каратэ, а именно создание стилей каратэ. Они просто спросили окинавцев: как будет называться твой стиль? Мабуни Кенва, например (не факт, конечно, что было именно так, но все же), подумал: «Хм, может, я назову свой стиль Ханко-рю, что означает полутвёрдый стиль. О нет! Мияги Тодзюн уже выбрал Годзю-рю для своего стиля. Это означает мягкий и твердый стиль. Так что я назову Сито-рю, в честь двух моих учителей, Итосу и Хигаонна».
Каждому из пришедших специалистов каратэ, от Окинавы до материковой Японии, пришлось пройти через тот же процесс, а именно, придумать название для своего стиля, хотя все они практиковали почти одно и тоже.
Здесь важно помнить, что изначально каратэ не было разделенным. Оно было единым. Это было что-то, что все местные энтузиасты боевых искусств практиковались вместе. Очень часто в Мацуяма Коэн, местном парке в Чайнатауне, приходили все мастера каратэ для того, чтобы вместе практиковаться и обмениваться знаниями друг с другом.
Это был изначальный дух каратэ, еще до того, как появилось слово каратэ, и задолго до того, как была создана искусственная концепция стилей каратэ японцами. Чтобы доказать мою точку зрения, достаточно посмотреть видео (ссылка на ю-туб), где одно ката выполняется в трех разных стилях одновременно. Здесь очень хорошо видно общее сходство техник и небольшие технические различия, присущие каждому, отдельно взятому стилю.
Теперь, когда мы немного приоткрыли завесу тайны, прояснили некоторые вопросы, внесли ясность в отдельные моменты истории развития каратэ, особенно связанные с созданием стилей каратэ, становиться понятным, что это все было, в своей основе, инструментом политического маркетинга. Распространять искусство каратэ людям, которые никогда не видели и не слышали об этом раньше. Сделать его более удобным для японцев.
Но внутри у всех нас больше общего, чем думает большинство людей. Никогда не ограничивайте свое каратэ рамками одного стиля, потому что мы все одно единое целое. Также как и каратэ, до того момента, когда были созданы первые названия для стилей и школ.
И если вы хотите узнать больше об истории, происхождении, и культуре каратэ займитесь самообразованием. Больше смотрите, слушайте и вникайте. Я уверен, вы найдете много нового и интересного.
Всем хороших тренировок!
Кто сильнее в боях без правил, бодибилдер или ММАшник, боец смешанных единоборств? Вопрос интересный, но…
Каратэ, как вид спорта и прикладного единоборства, уже давно получил распространение во всем мире. Стоит…
Сатунуcи Сакугава. Более верным будет пейчин Сатунуси-(ТОТЭ)-Сакугава. Прежде всего стоит сказать, что именно с этого…
Чи Нянг Фанг, молодая женщина из деревни Юнчунь, провинции Фудзянь, Китай. Дочь убитого Шаолиньского священника.…