Чи Нянг Фанг, молодая женщина из деревни Юнчунь, провинции Фудзянь, Китай. Дочь убитого Шаолиньского священника. Где-то в конце 1600-х годов Фанг проиграла бой с журавлем... Чем же так примечательная эта девушка и её история? Какое отношение она имеет к каратэ? Самое что ни на есть прямое. Ведь именно с неё и начинается китайская школа цуань-фа «Кулак Белого Журавля» и, как следствие, современное каратэ. Но обо всем по порядку.
Согласно одной из легенд, журавль съедал зерно Фанг, поэтому она попыталась прогнать его палкой. Используя сильные крылья и острый клюв, журавль дал отпор Фанг. Тогда Фанг решила основать боевой стиль на движениях журавля и использовать его, чтобы отомстить за смерть своего отца. Это было началом Шаолиньской ветви «Кулак Белого журавля».
Большинство «оригинальных историй» происхождения цуань-фа — это простой фольклор. Переработанный различными учителями, чтобы объяснить утраченную историю искусства или заполнить пробелы. Например, сторонники различных стилей цуань-фа рассказывают очень похожую историю происхождения их школ. Как некая буддийская монахиня Нг Муи, одна из пяти оставшихся в живых после резни в храме Шаолинь, изобрела новый, именно их, стиль борьбы.
Нг Муй, должно быть, была очень занятой монахиней. Потому что она получила признание за создание, по крайней мере, пяти (!) боевых искусств.
У этого фольклора есть историческая основа. Династия Маньчжоу — Цин, сместила династию Мин в середине 1600-х годов. Монахи Шаолиня были верны династии Мин, поэтому, в период с 1640 по 1674 гг. маньчжуры несколько раз разграбили Шаолиньский храм. Повторялись массовые убийства монахов. Мифы о монахине-беженце, которая борется голыми руками с маньчжурскими захватчиками, относятся именно к этому периоду.
Независимо от своего происхождения, новый стиль быстро распространился по всей территории южного Китая и стал необычайно популярным. Белый журавль Фуцзянь стал известен как стиль быстрых движений руками и ударов с помощью пальцев и костяшек. В основном, для того, чтобы резко «клевать» жизненно важные точки противника.
Методы иппон-кен и нукитэ в каратэ Сётокан пришли именно из Белого журавля.
На самом деле это не слишком мощный стиль. Так как он полагался на шквал ударов по жизненно важным точкам, чтобы ослабить противника. Боец Белого журавля обычно обходил сбоку готовящегося атаковать противника и атаковал его в стремительном выпаде.
Таолу (ката) Белого журавля включают удары руками, блоки, суставные замки. Очень часто оформляются как формы для двух человек. Вторая половина ката содержит контрмеры для первой половины. Так что, их можно практиковаться как самостоятельно, так и с партнером. Это важно! Потому что, бой один на один способствует изучению и правильной тренировке суставных замков и приемов борьбы. Большинство адептов все же не могут успешно бороться с несколькими противниками. Хотя есть и такие, кто вполне может это сделать.
Кулак Белого журавля также включает в себя множество видов оружия. Это такие виды как семизвенный посох, копье, трехсекционный посох, алебарда, трость, двуручный меч с широким лезвием, тигровая вилка, двойные железные жезлы, двойные «ножи-бабочки» и южные короткие мечи. Дополнительное оружие включает в себя одиночную широкую саблю, прямой меч и боевой веер.
Окинавская техника безоружного боя, в 1700-х годах, состояли в основном из приемом Кулака Белого журавля и схожих по стилю цуань-фа. Их ввозили бесчисленное количество раз из материкового Китая. Единственное очевидное различие между Китайским и Окинавским боевыми искусствами заключалось в том, что окинавцы не могли открыто изучать оружие Белого журавля. Вместо него они использовали свое, местное оружие. Таким образом, со временем, развилось своё, отдельное, направление Окинавского кобудо.
Но все же некоторые китайские семьи, проживающие в Наха, особенно в районе Кумемура, все равно изучали оружие Белого журавля втайне от всех.
Важные помнить, что в стиле Белого журавля важной является использование перемещения (тай-сабаки), чтобы избежать нападения. Формы, где вы сражаетесь с противником, чтобы поразить его жизненно важный точки «клевком клюва», предназначены для изматывания противника и его обезоруживания. Эти идеи очень важны, так как современное каратэ отбросило большую часть техник Белого журавля. Направление Сюри-тэ было шокирующим отходом от китайского искусства в нескольких поколениях.
В Сётокан каратэ всё еще можно увидеть, как Белый журавль «выглядывает» из некоторых ката, таких как Канку-дай, Ганкаку и Унсу, но по большей части каратэ, в жёстком стиле, отказалось от наследия Белого журавля. Для этого были весьма веские причины.
Но об этом в другой раз…
Очень интересная статья, спасибо.
Рад, что вам статья понравилась. Спасибо за отзыв. Хорошего дня.