Какую школу единоборств выбрать? Вопрос, на самом деле, сложный. Для начала надо иметь хотя бы примерное представление о школах. Потом уже выбирать. Раньше, лет 30-40 назад, особого выбора не было. Было просто каратэ. Хочешь – занимайся, не хочешь – не занимайся. Сейчас же выбор школ стал куда больше. Да и благодаря интернету можно узнать всю необходимую информацию о любой школе.
В каждой школе своя специфика исполнения технических приёмов. Своя методика закалки ударных частей тела. Свой арсенал воздействия на противника. И так далее. Но, в целом, все школы каратэ и кобудо можно условно разделить на два больших направления. Окинавские школы и Японские школы. Ещё раз повторюсь. Это разделение не более, чем условное.
Содержание
Окинавские школы
Окинавские школы единоборств были заимствованы из Китая и до сих пор практикуются на Окинаве. Интересен тот факт, что система обучения осталась такой же, как и в Китае. Весь технический арсенал состоит из 4-х частей: техника рук, техника ног, борьба и владение оружием. Особое внимание уделяется дыхательной практике, упражнениям в паре и набивке тела. Количество всех ката изучаемых в школе около 10-15. Процесс обучения зависит от желания и возможностей ученика и, как правило, составляет от 5-10 лет постоянных тренировок. В наше время такие школы большая редкость, но всё же они есть. Например, Окинавская школа Сёрин-рю, или Японская Сёриндзи кэмпо. Арсенал этих школ включает в себя технику рук, технику ног, приёмы борьбы и владение оружием.
Именно с этой школы начал свой путь в каратэ Гитин Фунакоси. А первым его наставником был мастер Адзато, один из знаменитейших мастеров этой школы.
По поводу редкости некоторых окинавских школ. В древние времена умение владеть подручными средствами было необходимым условием подготовки. Поэтому практика кобудо была неотъемлемой частью тренировочного процесса, помимо рукопашного боя. С развитием технологий надобность в холодном оружии отпала. Соответственно, некоторые мастера стали меньше преподавать кобудо, больше сосредоточившись на преподавании каратэ.
Если после тренировок по каратэ у тебя останутся силы и время на кобудо – потрать их на каратэ.
Симабукуро Дзэнрё.
Поэтому классические Окинавские школы, в которых практика каратэ неразрывно связана с практикой кобудо, стали редкостью. Благодаря стараниям энтузиастов, таким как, например, Матаёси Синко, удалось сохранить техники кобудо от полного забвения. Собрать исчезающие техники кобудо в рамках одной школы, такой как Матаёси кобудо. В этой школе сохранились и практикуются виды борьбы с различным оружием и предметами сельскохозяйственного назначения.
Постепенно на Окинаве становиться нормой, практиковать каратэ в одной школе, а кобудо в другой.
Японские школы
В древней Японии особое место в системе подготовки занимали клановые школы. Например, одна из самых древних клановых японских школ Дайто-рю Айки-дзю-дзюцу. Эта школа включала в себя комплекс приёмов, необходимых для полноценной подготовки воина-самурая. Но, так как школа клановая, то изменять приёмы или дополнять приёмами из других школ, было запрещено. Также было запрещено обучать людей не из клана. Знания самой школы передавались только внутри клана. Так было до тех пор, пока в Японии не запретили самурайское сословие. После этого попасть в такие школы стало гораздо легче.
Основатель Айкидо, Морихей Уэсиба, создал своё искусство на основе приёмов школы Дайто-рю Айки-дзю-дзюцу. Обучаясь у Сокаку Такеды. Особое место в практике Айкидо, Морихей Уэсиба отводил тренировкам с мечом (кен-дзюцу) и копьём (дзё-дзюцу). После смерти Уэсибы практика меча и копья стала формальностью. А в некоторых школах, за пределами Японии, полностью исчезла из системы подготовки.
Школ, подобных Дайто-рю Айки-дзю-дзюцу, в которых сохраняются старинные техники, немного. Как и учеников, которые в них занимаются. Занимаются в основном, для того, чтобы не потерять традиции полной подготовки. Это тоже, своего рода, энтузиасты, благодаря которым сохраняются воинские традиции предков.
В настоящее время Японские школы, как правило, специализируются на одном виде искусства и открыты всем желающим. Например, в кен-до, практикуют только меч, причём бамбуковый (синай). В кю-до (стрельба из японского лука), только стрельбу из лука. И так далее. Другими словами, современные японские школы единоборств обучают только одному виду искусства, реже двум.
Каратэ тоже не стало исключением. Например, на некоторых сохранившихся старых фотографиях, Гитин Фунакоси практикует БО-дзюцу и САЙ-дзюцу. Но в современном Сётокан каратэ такой практики уже не нет. Поэтому некоторые представители этой школы практикуют кобудо отдельно, как дополнительную дисциплину.
Узкая направленность некоторых школ боевых искусств, в большей степени, направлена на соревновательный аспект тренировки. Например, дзю-до. В своём первоначальном варианте (дзю-дзюцу), делал из противника инвалида. И это в лучшем случае. Про худший вариант говорить не буду, думаю, что и так понятно. В своём современном варианте дзю-до, благодаря стараниям Дзигоро Кано, стало не только соревновательным видом, а и олимпийским видом спорта. Распространившись по всему миру дзю-до приобрело миллионы поклонников.
Положительные и отрицательные стороны
С одной стороны, тренировки в ортодоксальных школах имеют ряд преимуществ. Во-первых, это полнота обучения. Вы пройдёте, полный курс подготовки, в котором вас научат дышать, бить, бросать, воздействовать на суставы, владеть оружием и т.д. Во-вторых, целостность обучения. Полная взаимосвязь изучаемых техник. Другими словами единые принципы выполнения всех приёмов. В третьих, вы получите полноценный инструмент для дальнейшего совершенствования себя. Это безусловные плюсы. Минус такой подготовки заключаются в том, что вы будете обязаны изучать все аспекты. Вне зависимости от того, нравятся они вам, или нет. Например, вам не нравиться тренироваться с веслом. Но вы обязаны его изучать, так как это один из канонических предметов и входит в программу обучения.
С другой стороны, тренировки в школах с узкой направленностью, также имеют ряд преимуществ. Во-первых, вы сами выбираете чем заниматься. Вы можете заниматься каратэ, а дополнительно практиковать дзю-дзюцу, но уже в другой школе. Также и в кобудо, можете практиковать один основной вид, например шест (БО-дзюцу), и дополнительно выбрать, что пожелаете, например меч (кен-дзюцу). А можете вообще заниматься чем-нибудь одним, например, только каратэ или дзю-до. Во-вторых, вы сами для себя решаете, на какой вид тренировки и когда делать упор. Например, в течении месяца тренируете каратэ, а следующий месяц кобудо. У такой системы обучения есть и минусы. Хорошо, когда вы можете выбрать чем заниматься. Плохо то, что в основе разных школ единоборств есть свои, уникальные принципы выполнения техник. Ещё хуже то, что эти принципы не совпадают между собой. И уже вашей головной болью будет их объединение. В противном случае вам придётся от чего-то отказаться.
В завершении
На мой взгляд, лучше выбирать для тренировок такие школы, как Сёрин-рю, при условии изучения полной школы. Но, с другой стороны, тренировки по одной школе, с одним направлением, ни чем не хуже. Выбор школы напрямую зависит от вас, ваших целей и предпочтений. Хотя, в большей степени, всё ещё зависит и от наставника, или сенсея. Но об этом в другой раз.