Каратэ. Шаг 6. Дыхание. Сора-но-кокью-шо

дыхание

Дыхание, это основа жизни. Следовательно, правильное дыхание, это основа долгой и здоровой жизни. А правильное дыхание в каратэ, это ещё и сила, и скорость и выносливость. Сделаем ещё один шаг в освоении принципов правильного дыхания в каратэ/кобудо. Следующий комплекс является более сложным шагом в объединении правильного дыхания и движения. С одной стороны, комплекс очень простой. Но, с другой стороны, не просто, сразу объединить дыхание с полным напряжением мышц. Ведь, как говорил Гитин Фунакоси:

Вы можете тренироваться длительное время, но, если вы просто двигаете руками и ногами и прыгаете вверх-вниз как марионетка, обучение каратэ ничем не отличается от обучения танцам. Вы никогда не дойдёте до сути дела, и квинтэссенция каратэ останется непонятой.

Гитин Фунакоси

Сора-но-кокью-шо

Исходное положение. Стойка, или, правильнее сказать, положение тела – хейко-дачи. Прежде всего, не забываем про: 9 точек, внешнее натяжение в коленях (хари), поджатый таз и напряжение низа живота (шимэ). Плечи естественно опущены. Лопатки, как и грудные мышцы, напряжены к центру (внутрь), или к осевой линии. Локти прижаты.

В этом комплексе, есть один очень важный элемент, который необходимо понять. Это напряжение подмышечных впадин. Казалось бы, такая мелочь но, именно напряжение подмышечных впадин создаёт жёсткий мост между мышцами спины, груди и живота. Связывая мышцы средней части тела воедино. Чтобы лучше понять этот процесс, представьте, что удерживаете каждой подмышечной впадиной, например, градусник.

  1. На вдохе разводим руки в стороны. Пальцы рук направлены вовнутрь. Такое движение соответствует блоку запястьем (какуто-уке). Выполняем одновременно двумя руками.
  2. Теперь, на выдохе, сводим руки к центру. Пальцы рук направлены наружу. Такое движение соответствует удару основанием ладони (тэйшо-учи). Выполняем одновременно двумя руками.
  3. Переходим на вдох и поднимаем руки вверх. Снова повторяем блок запястьем (какуто-уке), одновременно, двумя руками. Пальцы рук направлены вниз.
  4. Далее, на выдохе опускаем руки вниз. Пальцы рук направлены вверх. Удар основанием ладони (тэйшо-уке). Двумя руками, одновременно.
  5. На вдохе тянем руки назад, в положение рук на бедре (или коши-но-камаэ). Или выполняем удар локтями назад (уширо-хиджи-атэ), одновременно двумя руками. При этом ладони остаются раскрытыми.
  6. На выдохе выталкиваем руки вперёд, выполняя удар пальцами рук вперёд «нуки-тэ». Удар выполняем, одновременно двумя руками.

На вдохе руки снова разводятся в стороны, и весь комплекс повторяется снова. Количество повторений зависит от степени подготовленности. На начальном этапе рекомендуется 5-10 повторений всего комплекса. Со временем количество раз можно увеличить.

Важно! Всё тело, как одно, единое целое. Прочная связь ступней с опорой во время выполнения комплекса. Дыхание силовое, только низом живота. На вдохе, как и на выдохе, напряжены мышцы всего тела. Особое внимание на напряжение подмышечных впадин. Не забываем, при этом, удерживать прямую спину. Движение следует за дыханием.

Этапы выполнения

Как и в предыдущем случае, несмотря на простоту комплекса, сразу его выполнить будет немного тяжело. Следовательно, будет легче, если разделить его на 3 этапа.

1 этап. На этом этапе синхронизируем дыхание и движение рук. Сильно напрягать мышцы тела пока не надо. Достаточным будет небольшое напряжение мышц. Не забывая при этом, контролировать плечевые суставы и подмышечные впадины.

2 этап. Теперь увеличиваем мышечное напряжение. При этом, всё также, не забываем следить за синхронизацией дыхания, движения и напряжением мышц.

3 этап. На этом этапе, с одной стороны всё достаточно просто, но с другой стороны, всё тяжело. Выполняем весь комплекс с максимальным напряжением мышц и полной синхронизацией с дыханием. Другими словами, теперь в каждом действии должно присутствовать максимальное усилие.

Мыслеобразы в тренировках

Как уже говорилось, дыхание в этом комплексе силовое. Другими словами, выполняется с полным напряжением мышц всего тела. Но порой очень тяжело контролировать напряжение мышц и одновременно выполнять какие-то движения. Что-нибудь, да выйдет из-под контроля. В таких случаях на помощь приходят мыслеобразы. Другими словами, образы, созданные вашими мыслями. Разберём на примере. Попробуйте сдвинуть с места, скажем, шкаф. Тело само примет устойчивое положение и включит в работу максимальное количество мышц, а вы приложите максимальное усилие. Итогом такой работы будет сдвинутый с места шкаф. А теперь представьте, что вы двигаете шкаф, при этом напрягая все мышцы и прикладывая максимальное усилие. В реальности, понятное дело, никакого шкафа нет, это созданный вами образ. Зато есть усилие, которое вы при этом создаёте, за счёт напряжения всех мышц вашего тела. Так работают мыслеобразы.

Для этого комплекса вполне подойдёт мыслеобраз двух больших каменных блоков. Которые, по мере выполнения комплекса, сначала будут раздвигаться в стороны, потом сдвигаться вместе. Подниматься вверх и опускаться вниз. Притягиваться к себе и отталкиваться от себя. Хотя, конечно, суть не в том, чтобы двигать воображаемые блоки. Суть в том, чтобы научиться максимально, эффективно использовать мышцы тела прикладывая усилия в сочетании с правильным дыханием.

Есть ещё один, отличный, вариант выполнения этого комплекса. Утяжелители. С ними никаких мыслеобразов не надо. Оденьте утяжелители на руки и вперёд. Отличная тренировка. Но тут есть одна небольшая проблемка. При тренировке с утяжелителями есть вероятность потерять контроль над дыханием. И чем больше груз, тем выше вероятность. Безусловно. Такая тренировка будет очень полезна на продвинутом уровне. Но, на начальном этапе, лучше всё же использовать мыслеформы.

В завершении

Не торопитесь с освоением этого комплекса, как, в общем-то, и любого другого. Да, на первый взгляд кажется, что всё просто. Но, это только так кажется. Не стоит, также, забывать и слова Гитина Фунакоси, о тренировках каратэ. Ведь если вы, просто будете двигать руками и ногами, то ваше каратэ вряд ли чем-то будет отличаться от танцев. Внешнюю форму легко запомнить и повторить. Тренировка же внутренней формы и составляет основную тренировку каратэ. И, что самое важное, именно тренировка внутренней формы, отличает традиционное каратэ от танцев.

Всем хороших тренировок!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Сергей/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: